О месте

О месте

музей-кабинет Петра Леонидовича Капицы

Нобелевскому лауреату по физике Петру Леонидовичу Капице (1894 -1984 г.) судьба подарила немало побед и отмерила много страданий — как в человеческом, так и в научном плане. Благодаря глубокой индивидуальности ученого, его судьба многократно повторила все, что происходило в обществе и науке в XX веке.

Его учителями были великие физики — Иоффе, Эрнест Резерфорд, Абрам Фёдорович, он защитил докторскую степень в Кембридже, работал там тринадцать лет, пока в 1934 г. Советское правительство не запретило ему выезд за рубеж; ему отчаянно завидовали советские коллеги, писали доносы, а Берия считал его врагом народа и если бы не личное заступничество Сталина, убрал бы его не только из науки, но и из жизни; его отец, первая жена и двое детей один за другим умерли от испанки в революционном Петрограде; он основывал институты и кафедры, состоял в Лондонском Королевском обществе и награждался Сталинской премией, был Герем Социалистического труда и нобелевским лауреатом – жизнь академика была насыщена интересными событиями, полна достижений и открытий.

Своим постановлением за 17 января 1985 г. Академия наук постановили увековечить память о ученом — создать его музей. Супруга профессора — Анна Алексеевна, приняла решение оставить в неизменном виде кабинет мужа в помещении, которое стало для них родным — дом находится на территории, принадлежащей ИФП.

Здание музея построено в 1950 г, автор проекта — архитектор Е.Н. Стамо. Элегантный особняк в два этажа похож на итальянскую виллу. Изначально он предназначался для проведения лабораторных исследований. В вестибюле архитектор сделал атриум на два этажа, а потолок выкрасил в цвет ультрамарина. «Синее небо Армении» (так назвал он свое творение) по сей день удивляет гостей свои необычным видом.

В 1955 г. Петр Леонидович вернулся на должность директора ИФП, но заселяться в квартиру своего предшественника не спешил — он выбрал пустующее на тот момент лабораторное помещение. Е.Н. Стамо переделал особняк под нужды семьи: на первом этаже выделил кухню, прихожую и гостинную, на втором — обустроил спальню, кабинет хозяина, архив, библиотеку и помещение мастерской с набором небольших станков — строгальных, сверлильных и токарных.

После смерти физика первый этаж был отдан под лабораторию института, а на втором создан музей. Через год после смерти ученого музей принял первых посетителей — ими стали коллеги знаменитого физика.

Организаторы стремились сохранить помещения в том виде, каком они были при жизни академика. Остался нетронутым кабинет ученого, уникальные приборы и детали исследовательских установок — ученый использовал их в своих опытах, станки — ему нравилось работать за ними, фотоснимки, личный архив, на специальной витрине созданы голограммы медалей, которые были вручены Петру Леонидовичу. По воспоминаниям коллег, Капице не нравилось «копаться в старых бумажках», он проникал в суть вещей, сам изготавливал оборудование — новые установки, приборы, испытательные стенды и макеты – в них всех есть частичка его личного труда. В музее находится часовой стол — ремонт часов был еще одним хобби Капицы. На видном месте выложены миниатюрные инструменты и увеличительные очки. Еще один оригинальный экспонат — саморегулирующийся стол, внизу на столешнице надпись: «Устойчивый стол системы П.Л. Капицы. Сделан на Николиной Горе с 5-го по 19 мая 1948. Делал автор П. Капица».

В кабинете хранятся материалы об общественной стороне жизни академика.

Посещение музея возможно исключительно по предварительной договоренности

Нобелевскому лауреату по физике Петру Леонидовичу Капице (1894 -1984 г.) судьба подарила немало побед и отмерила много страданий — как в человеческом, так и в научном плане. Благодаря глубокой индивидуальности ученого, его судьба многократно повторила все, что происходило в обществе и науке в XX веке.

Его учителями были великие физики — Иоффе, Эрнест Резерфорд, Абрам Фёдорович, он защитил докторскую степень в Кембридже, работал там тринадцать лет, пока в 1934 г. Советское правительство не запретило ему выезд за рубеж; ему отчаянно завидовали советские коллеги, писали доносы, а Берия считал его врагом народа и если бы не личное заступничество Сталина, убрал бы его не только из науки, но и из жизни; его отец, первая жена и двое детей один за другим умерли от испанки в революционном Петрограде; он основывал институты и кафедры, состоял в Лондонском Королевском обществе и награждался Сталинской премией, был Герем Социалистического труда и нобелевским лауреатом – жизнь академика была насыщена интересными событиями, полна достижений и открытий.

Своим постановлением за 17 января 1985 г. Академия наук постановили увековечить память о ученом — создать его музей. Супруга профессора — Анна Алексеевна, приняла решение оставить в неизменном виде кабинет мужа в помещении, которое стало для них родным — дом находится на территории, принадлежащей ИФП.

Здание музея построено в 1950 г, автор проекта — архитектор Е.Н. Стамо. Элегантный особняк в два этажа похож на итальянскую виллу. Изначально он предназначался для проведения лабораторных исследований. В вестибюле архитектор сделал атриум на два этажа, а потолок выкрасил в цвет ультрамарина. «Синее небо Армении» (так назвал он свое творение) по сей день удивляет гостей свои необычным видом.

В 1955 г. Петр Леонидович вернулся на должность директора ИФП, но заселяться в квартиру своего предшественника не спешил — он выбрал пустующее на тот момент лабораторное помещение. Е.Н. Стамо переделал особняк под нужды семьи: на первом этаже выделил кухню, прихожую и гостинную, на втором — обустроил спальню, кабинет хозяина, архив, библиотеку и помещение мастерской с набором небольших станков — строгальных, сверлильных и токарных.

После смерти физика первый этаж был отдан под лабораторию института, а на втором создан музей. Через год после смерти ученого музей принял первых посетителей — ими стали коллеги знаменитого физика.

Организаторы стремились сохранить помещения в том виде, каком они были при жизни академика. Остался нетронутым кабинет ученого, уникальные приборы и детали исследовательских установок — ученый использовал их в своих опытах, станки — ему нравилось работать за ними, фотоснимки, личный архив, на специальной витрине созданы голограммы медалей, которые были вручены Петру Леонидовичу. По воспоминаниям коллег, Капице не нравилось «копаться в старых бумажках», он проникал в суть вещей, сам изготавливал оборудование — новые установки, приборы, испытательные стенды и макеты – в них всех есть частичка его личного труда. В музее находится часовой стол — ремонт часов был еще одним хобби Капицы. На видном месте выложены миниатюрные инструменты и увеличительные очки. Еще один оригинальный экспонат — саморегулирующийся стол, внизу на столешнице надпись: «Устойчивый стол системы П.Л. Капицы. Сделан на Николиной Горе с 5-го по 19 мая 1948. Делал автор П. Капица».

В кабинете хранятся материалы об общественной стороне жизни академика.

Посещение музея возможно исключительно по предварительной договоренности

Нобелевскому лауреату по физике Петру Леонидовичу Капице (1894 -1984 г.) судьба подарила немало побед и отмерила много страданий — как в человеческом, так и в научном плане. Благодаря глубокой индивидуальности ученого, его судьба многократно повторила все, что происходило в обществе и науке в XX веке.

Его учителями были великие физики — Иоффе, Эрнест Резерфорд, Абрам Фёдорович, он защитил докторскую степень в Кембридже, работал там тринадцать лет, пока в 1934 г. Советское правительство не запретило ему выезд за рубеж; ему отчаянно завидовали советские коллеги, писали доносы, а Берия считал его врагом народа и если бы не личное заступничество Сталина, убрал бы его не только из науки, но и из жизни; его отец, первая жена и двое детей один за другим умерли от испанки в революционном Петрограде; он основывал институты и кафедры, состоял в Лондонском Королевском обществе и награждался Сталинской премией, был Герем Социалистического труда и нобелевским лауреатом – жизнь академика была насыщена интересными событиями, полна достижений и открытий.

Своим постановлением за 17 января 1985 г. Академия наук постановили увековечить память о ученом — создать его музей. Супруга профессора — Анна Алексеевна, приняла решение оставить в неизменном виде кабинет мужа в помещении, которое стало для них родным — дом находится на территории, принадлежащей ИФП.

Здание музея построено в 1950 г, автор проекта — архитектор Е.Н. Стамо. Элегантный особняк в два этажа похож на итальянскую виллу. Изначально он предназначался для проведения лабораторных исследований. В вестибюле архитектор сделал атриум на два этажа, а потолок выкрасил в цвет ультрамарина. «Синее небо Армении» (так назвал он свое творение) по сей день удивляет гостей свои необычным видом.

В 1955 г. Петр Леонидович вернулся на должность директора ИФП, но заселяться в квартиру своего предшественника не спешил — он выбрал пустующее на тот момент лабораторное помещение. Е.Н. Стамо переделал особняк под нужды семьи: на первом этаже выделил кухню, прихожую и гостинную, на втором — обустроил спальню, кабинет хозяина, архив, библиотеку и помещение мастерской с набором небольших станков — строгальных, сверлильных и токарных.

После смерти физика первый этаж был отдан под лабораторию института, а на втором создан музей. Через год после смерти ученого музей принял первых посетителей — ими стали коллеги знаменитого физика.

Организаторы стремились сохранить помещения в том виде, каком они были при жизни академика. Остался нетронутым кабинет ученого, уникальные приборы и детали исследовательских установок — ученый использовал их в своих опытах, станки — ему нравилось работать за ними, фотоснимки, личный архив, на специальной витрине созданы голограммы медалей, которые были вручены Петру Леонидовичу. По воспоминаниям коллег, Капице не нравилось «копаться в старых бумажках», он проникал в суть вещей, сам изготавливал оборудование — новые установки, приборы, испытательные стенды и макеты – в них всех есть частичка его личного труда. В музее находится часовой стол — ремонт часов был еще одним хобби Капицы. На видном месте выложены миниатюрные инструменты и увеличительные очки. Еще один оригинальный экспонат — саморегулирующийся стол, внизу на столешнице надпись: «Устойчивый стол системы П.Л. Капицы. Сделан на Николиной Горе с 5-го по 19 мая 1948. Делал автор П. Капица».

В кабинете хранятся материалы об общественной стороне жизни академика.

Посещение музея возможно исключительно по предварительной договоренности

Адрес

ул. Косыгина, д.2

Часы работы

пн–пт 10:00–18:00; посещение музея возможно исключительно по предварительной договоренности

Телефон

+7 499 137-32-30

Сайт

музей-кабинет Петра Леонидовича Капицы

Источник

https://kudago.com/msk/place/muzej-kabinet-petra-leonidovicha-kapicy/

Карта

Экскурсии

Place Details

Place Details

Pyotr Leonidovich Kapitsa Museum-Study

For the Nobel laureate in physics, Pyotr Leonidovich Kapitsa (1894-1984), fate gave many victories and measured out a lot of suffering - both in human and scientific terms. Thanks to the scientist's deep individuality, his fate repeated many times everything that happened in society and science in the 20th century.

His teachers were great physicists - Ioffe, Ernest Rutherford, Abram Fedorovich, he defended his doctorate at Cambridge, worked there for thirteen years, until in 1934 the Soviet government forbade him to travel abroad; Soviet colleagues envied him, wrote denunciations, and Beria considered him an enemy of the people, and if not for Stalin’s personal intercession, he would have removed him not only from science, but also from life; his father, first wife and two children died one after another from a Spanish flu in a revolutionary Petrograd; he founded institutes and departments, was a member of the Royal Society of London and was awarded the Stalin Prize, was the Hero of Socialist Labor and a Nobel laureate - the life of an academician was full of interesting events, full of achievements and discoveries.

By its decision of January 17, 1985, the Academy of Sciences decided to perpetuate the memory of the scientist - to create his museum. The professor's wife, Anna Alekseevna, decided to leave her husband's office unchanged in the room that became their home - the house is located on the territory owned by the IPP.

The museum building was built in 1950, the author of the project is architect E.N. Stamo. An elegant two-story mansion looks like an Italian villa. Initially, it was intended for laboratory research. In the lobby, the architect made an atrium on two floors, and the ceiling was painted in ultramarine color. “The Blue Sky of Armenia” (as he called his creation) to this day surprises guests with its unusual appearance.

In 1955, Petr Leonidovich returned to the post of director of the IFP, but was in no hurry to move into the apartment of his predecessor - he chose an empty one for that moment laboratory room. E.N. Stamo remade the mansion for the needs of the family: on the first floor he allocated a kitchen, an entrance hall and a living room, on the second floor he equipped a bedroom, an office for the owner, an archive, a library and a workshop room with a set of small machines - planers, drilling and turning.

After the death of the physicist, the first the floor was given over to the laboratory of the institute, and a museum was created on the second. A year after the scientist's death, the museum welcomed the first visitors - they were colleagues of the famous physicist.

The organizers tried to preserve the premises in the form they had during the lifetime of the academician. The scientist’s office remained untouched, unique instruments and details of research facilities - the scientist used them in his experiments, machine tools - he liked to work with them, photographs, personal archives, holograms of medals were created on a special showcase, which were awarded to Pyotr Leonidovich. According to the recollections of colleagues, Kapitsa did not like "digging into old papers", he penetrated the essence of things, he made equipment - new installations, instruments, test benches and mock-ups - they all contain a piece of his personal work. The museum has a watch table - repairing watches was another hobby of Kapitsa. Miniature tools and magnifying glasses are displayed prominently. Another original exhibit is a self-adjusting table, at the bottom of the tabletop there is an inscription: “The stable table of the P.L. Kapitsa. Made on Nikolina Gora from May 5 to May 19, 1948. Made by the author P. Kapitsa.

The office stores materials about the public side of the academician's life.

Visiting the museum is possible only by prior arrangement.

For the Nobel laureate in physics, Pyotr Leonidovich Kapitsa (1894-1984), fate gave many victories and measured out a lot of suffering - both in human and scientific terms. Thanks to the scientist's deep individuality, his fate repeated many times everything that happened in society and science in the 20th century.

His teachers were great physicists - Ioffe, Ernest Rutherford, Abram Fedorovich, he defended his doctorate at Cambridge, worked there for thirteen years, until in 1934 the Soviet government forbade him to travel abroad; Soviet colleagues envied him, wrote denunciations, and Beria considered him an enemy of the people, and if not for Stalin’s personal intercession, he would have removed him not only from science, but also from life; his father, first wife and two children died one after another from a Spanish flu in a revolutionary Petrograd; he founded institutes and departments, was a member of the Royal Society of London and was awarded the Stalin Prize, was the Hero of Socialist Labor and a Nobel laureate - the life of an academician was full of interesting events, full of achievements and discoveries.

By its decision of January 17, 1985, the Academy of Sciences decided to perpetuate the memory of the scientist - to create his museum. The professor's wife, Anna Alekseevna, decided to leave her husband's office unchanged in the room that became their home - the house is located on the territory owned by the IPP.

The museum building was built in 1950, the author of the project is architect E.N. Stamo. An elegant two-story mansion looks like an Italian villa. Initially, it was intended for laboratory research. In the lobby, the architect made an atrium on two floors, and the ceiling was painted in ultramarine color. “The Blue Sky of Armenia” (as he called his creation) to this day surprises guests with its unusual appearance.

In 1955, Petr Leonidovich returned to the post of director of the IFP, but was in no hurry to move into the apartment of his predecessor - he chose an empty one for that moment laboratory room. E.N. Stamo remade the mansion for the needs of the family: on the first floor he allocated a kitchen, an entrance hall and a living room, on the second floor he equipped a bedroom, an office for the owner, an archive, a library and a workshop room with a set of small machines - planers, drilling and turning.

After the death of the physicist, the first the floor was given over to the laboratory of the institute, and a museum was created on the second. A year after the scientist's death, the museum welcomed the first visitors - they were colleagues of the famous physicist.

The organizers tried to preserve the premises in the form they had during the lifetime of the academician. The scientist’s office remained untouched, unique instruments and details of research facilities - the scientist used them in his experiments, machine tools - he liked to work with them, photographs, personal archives, holograms of medals were created on a special showcase, which were awarded to Pyotr Leonidovich. According to the recollections of colleagues, Kapitsa did not like "digging into old papers", he penetrated the essence of things, he made equipment - new installations, instruments, test benches and mock-ups - they all contain a piece of his personal work. The museum has a watch table - repairing watches was another hobby of Kapitsa. Miniature tools and magnifying glasses are displayed prominently. Another original exhibit is a self-adjusting table, at the bottom of the tabletop there is an inscription: “The stable table of the P.L. Kapitsa. Made on Nikolina Gora from May 5 to May 19, 1948. Made by the author P. Kapitsa.

The office stores materials about the public side of the academician's life.

Visiting the museum is possible only by prior arrangement.

For the Nobel laureate in physics, Pyotr Leonidovich Kapitsa (1894-1984), fate gave many victories and measured out a lot of suffering - both in human and scientific terms. Thanks to the scientist's deep individuality, his fate repeated many times everything that happened in society and science in the 20th century.

His teachers were great physicists - Ioffe, Ernest Rutherford, Abram Fedorovich, he defended his doctorate at Cambridge, worked there for thirteen years, until in 1934 the Soviet government forbade him to travel abroad; Soviet colleagues envied him, wrote denunciations, and Beria considered him an enemy of the people, and if not for Stalin’s personal intercession, he would have removed him not only from science, but also from life; his father, first wife and two children died one after another from a Spanish flu in a revolutionary Petrograd; he founded institutes and departments, was a member of the Royal Society of London and was awarded the Stalin Prize, was the Hero of Socialist Labor and a Nobel laureate - the life of an academician was full of interesting events, full of achievements and discoveries.

By its decision of January 17, 1985, the Academy of Sciences decided to perpetuate the memory of the scientist - to create his museum. The professor's wife, Anna Alekseevna, decided to leave her husband's office unchanged in the room that became their home - the house is located on the territory owned by the IPP.

The museum building was built in 1950, the author of the project is architect E.N. Stamo. An elegant two-story mansion looks like an Italian villa. Initially, it was intended for laboratory research. In the lobby, the architect made an atrium on two floors, and the ceiling was painted in ultramarine color. “The Blue Sky of Armenia” (as he called his creation) to this day surprises guests with its unusual appearance.

In 1955, Petr Leonidovich returned to the post of director of the IFP, but was in no hurry to move into the apartment of his predecessor - he chose an empty one for that moment laboratory room. E.N. Stamo remade the mansion for the needs of the family: on the first floor he allocated a kitchen, an entrance hall and a living room, on the second floor he equipped a bedroom, an office for the owner, an archive, a library and a workshop room with a set of small machines - planers, drilling and turning.

After the death of the physicist, the first the floor was given over to the laboratory of the institute, and a museum was created on the second. A year after the scientist's death, the museum welcomed the first visitors - they were colleagues of the famous physicist.

The organizers tried to preserve the premises in the form they had during the lifetime of the academician. The scientist’s office remained untouched, unique instruments and details of research facilities - the scientist used them in his experiments, machine tools - he liked to work with them, photographs, personal archives, holograms of medals were created on a special showcase, which were awarded to Pyotr Leonidovich. According to the recollections of colleagues, Kapitsa did not like "digging into old papers", he penetrated the essence of things, he made equipment - new installations, instruments, test benches and mock-ups - they all contain a piece of his personal work. The museum has a watch table - repairing watches was another hobby of Kapitsa. Miniature tools and magnifying glasses are displayed prominently. Another original exhibit is a self-adjusting table, at the bottom of the tabletop there is an inscription: “The stable table of the P.L. Kapitsa. Made on Nikolina Gora from May 5 to May 19, 1948. Made by the author P. Kapitsa.

The office stores materials about the public side of the academician's life.

Visiting the museum is possible only by prior arrangement.

Address

st. Kosygin, d.2

Timetable

Mon-Fri 10:00am — 6:00pm; visits to the museum are possible only by prior arrangement

Phone

+7 499 137-32-30

Website

http://kapitza.ras.ru/museum

Source

https://kudago.com/msk/place/muzej-kabinet-petra-leonidovicha-kapicy/

Map

Сity tours